Новая система отношений
Любой нормальный ребёнок в процессе своего естественного развития, тем или иным образом, включается в различные системы отношений, определяющих процесс формирования его личности. Эти отношения весьма значимы. Школа – одна из таких систем. Новая социальная ситуация достаточно строго нормирована. Учащегося приучают к ответственности, в том числе, и за дисциплину. Эта ситуация перманентно стрессогенна. Движимые различными побуждениями и мотивами, учащиеся изобретают различные способы мешать ходу урока, «заводить» окружающих и даже срывать уроки. Собственно, в основном, это и определяет проблему дисциплины в школе.
Почему учащиеся нарушают школьную дисциплину?
У детей есть собственные желания, которые не всегда (а точнее, как правило) не совпадают с требованиями взрослого социума и системы образования. В результате и возникают конфликты. Действительно ли дети, нарушающие дисциплину, категорически невоспитуемы? Просто, они дети, и иногда они экспериментируют с границами дозволенного. Но если последовательно и постоянно доводить до ребёнка мысль, что определённые правила соблюдать придётся в любом случае, то желание испытывать на прочность эти правила и нервы педагогов и родителей постепенно сойдёт на нет. Как правило, дети по-разному ведут себя в различной обстановке и различных ситуациях. Некоторые дети не могут (не умеют, не научены в семье) нормально вести себя в любой обстановке. Причины – в педагогической запущенности. В этом случае будет достаточным (однако это не так уж просто!) обучить ребёнка соответствующим правилам поведения и требовать их неукоснительного исполнения. Некоторые дети нормально ведут себя в одной обстановке и ненормально – в другой. Следует сначала объяснить ребёнку, что ему придётся всегда и везде соблюдать определённые одинаковые правила (а потом – требовать этого), иначе будут негативные последствия. Если это доходит до сознания ребёнка, то он достаточно быстро корректирует свое поведение, чтобы, так или иначе, соответствовать требованиям, предъявляемым к нему.
Школа и семья должны работать вместе
Конечно, многое зависит от учителей, они должны любить свою работу, доброжелательно относиться к ученикам, но должны уметь и потребовать соблюдения дисциплины в школе. Некоторые родители неслабо мешают школе в этом вопросе. Например, в некоторых семьях проблемы с дисциплиной возникают из-за нежелания или боязни родителей устанавливать ограничения для своего чада. Конечно же, слишком жёсткое обращение с ребёнком на ранних этапах развития может нанести его личности серьезный ущерб. К сожалению, эту мысль в ХХ веке «изжевали в клочья» многие психологи и педагоги. Возможно, поэтому в настоящее время некоторые родители всё ещё находятся под влиянием различных психолого-педагогических мифов, рассказывающих о том, что дисциплина нанесёт ущерб психике ребёнка.
Не бойтесь требовать
Взрослые опасаются, что ребёнок воспримет их воспитательные меры как акт физического или эмоционального насилия. Родителям следует отличать насилие от последовательных требований соблюдения дисциплины. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны носить справедливый и системный характер, а кроме того, доводиться до его сознания в дружелюбной и понятной форме. Родители не должны применять к ребёнку двойные стандарты, движимые чувствованием конкретного момента, настроением и/или его уговорами. Зачастую причиной детских уговоров не делать что-либо (особенно, в школьном возрасте) является желание получить ситуативный бонус, элементарная лень, «центропупкизм» и разгильдяйство. Если постоянно идти на поводу у ребёнка, ему потом будет очень непросто жить, ведь когда он станет взрослым, мир не будет с ним церемониться. Родители должны помогать ребёнку в процессе развития становиться личностью, мыслящей и гармоничной, способной принимать разумные решения в реальной взрослой жизни. Именно посредством соблюдения дисциплины эта непростая задача и решается.
Любой нормальный ребёнок в процессе своего естественного развития, тем или иным образом, включается в различные системы отношений, определяющих процесс формирования его личности. Эти отношения весьма значимы. Школа – одна из таких систем. Новая социальная ситуация достаточно строго нормирована. Учащегося приучают к ответственности, в том числе, и за дисциплину. Эта ситуация перманентно стрессогенна. Движимые различными побуждениями и мотивами, учащиеся изобретают различные способы мешать ходу урока, «заводить» окружающих и даже срывать уроки. Собственно, в основном, это и определяет проблему дисциплины в школе.
Почему учащиеся нарушают школьную дисциплину?
У детей есть собственные желания, которые не всегда (а точнее, как правило) не совпадают с требованиями взрослого социума и системы образования. В результате и возникают конфликты. Действительно ли дети, нарушающие дисциплину, категорически невоспитуемы? Просто, они дети, и иногда они экспериментируют с границами дозволенного. Но если последовательно и постоянно доводить до ребёнка мысль, что определённые правила соблюдать придётся в любом случае, то желание испытывать на прочность эти правила и нервы педагогов и родителей постепенно сойдёт на нет. Как правило, дети по-разному ведут себя в различной обстановке и различных ситуациях. Некоторые дети не могут (не умеют, не научены в семье) нормально вести себя в любой обстановке. Причины – в педагогической запущенности. В этом случае будет достаточным (однако это не так уж просто!) обучить ребёнка соответствующим правилам поведения и требовать их неукоснительного исполнения. Некоторые дети нормально ведут себя в одной обстановке и ненормально – в другой. Следует сначала объяснить ребёнку, что ему придётся всегда и везде соблюдать определённые одинаковые правила (а потом – требовать этого), иначе будут негативные последствия. Если это доходит до сознания ребёнка, то он достаточно быстро корректирует свое поведение, чтобы, так или иначе, соответствовать требованиям, предъявляемым к нему.
Школа и семья должны работать вместе
Конечно, многое зависит от учителей, они должны любить свою работу, доброжелательно относиться к ученикам, но должны уметь и потребовать соблюдения дисциплины в школе. Некоторые родители неслабо мешают школе в этом вопросе. Например, в некоторых семьях проблемы с дисциплиной возникают из-за нежелания или боязни родителей устанавливать ограничения для своего чада. Конечно же, слишком жёсткое обращение с ребёнком на ранних этапах развития может нанести его личности серьезный ущерб. К сожалению, эту мысль в ХХ веке «изжевали в клочья» многие психологи и педагоги. Возможно, поэтому в настоящее время некоторые родители всё ещё находятся под влиянием различных психолого-педагогических мифов, рассказывающих о том, что дисциплина нанесёт ущерб психике ребёнка.
Не бойтесь требовать
Взрослые опасаются, что ребёнок воспримет их воспитательные меры как акт физического или эмоционального насилия. Родителям следует отличать насилие от последовательных требований соблюдения дисциплины. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны носить справедливый и системный характер, а кроме того, доводиться до его сознания в дружелюбной и понятной форме. Родители не должны применять к ребёнку двойные стандарты, движимые чувствованием конкретного момента, настроением и/или его уговорами. Зачастую причиной детских уговоров не делать что-либо (особенно, в школьном возрасте) является желание получить ситуативный бонус, элементарная лень, «центропупкизм» и разгильдяйство. Если постоянно идти на поводу у ребёнка, ему потом будет очень непросто жить, ведь когда он станет взрослым, мир не будет с ним церемониться. Родители должны помогать ребёнку в процессе развития становиться личностью, мыслящей и гармоничной, способной принимать разумные решения в реальной взрослой жизни. Именно посредством соблюдения дисциплины эта непростая задача и решается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий